Кружок интеллектуального развития "Шахматы"
Программой предусматривается 8 занятий в месяц с сентября по май (72 шахматных занятия для воспитанников первого года обучения по курсу «Ворота Каиссии» и 72 занятия для воспитанников второго года обучения по курсу «Маленькие гроссмейстеры» - 6 модулей из 24 тем. На каждом из занятий подается элементарный шахматных материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей.
Объем программы. Программа рассчитана на 2 года обучения.
Режим занятий .Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность)
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приемов.
Для закрепления знаний используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Программа занятий
Рабочая программа для старших дошкольников «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Программы «Шахматы, первый год», автор И.Г. Сухин.
Цели программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры личности и организации содержательного досуга средствами обучения игре в шахматы.
Задачи программы
Образовательные задачи:
- Знакомить детей с шахматными фигурами, шахматной доской, учить ориентироваться на ней.
- Знакомить детей с расстановкой шахматных фигур перед шахматной партией, с их начальным положением, ходом, взятием.
- Дать детям понятия «шах», «мат», «ничья», «пат».
- Учить детей правилам рокировки.
- Учить детей играть короткие шахматные партии, изучение основ шахматной
игры.
Развивающие задачи:
- Формировать навыки мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
- Развивать познавательные психические процессы: слуховое и зрительно- пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторные координации.
- Развивать творческое и вариативное мышление, способность мыслить и действовать самостоятельно.
- Развивать любознательность, самостоятельность, инициативность, коммуникативность.
- Подготовка ребенка к школе. Дети, играющие в шахматы, лучше воспринимают и усваивают содержание школьных дисциплин, применяют полученные знания и опыт на практике, быстрее делают домашнее задание.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать произвольность поведения, самоанализ и самоконтроль.
- Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься выбранным делом.
- Воспитывать интерес к интеллектуальным играм.
- Формировать потребность проводить свободное время в социально-значимых целях, занимаясь различной деятельностью
- Вырабатывать у детей настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах.
Обучение игре в шахматы осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса
принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Ожидаемые результаты в ходе реализации программы
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
- Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
К концу первого года обучения дети должны знать:
- Историю возникновения шахматной игры;
- Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- Названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- Правила хода каждой фигуры.
К концу первого года дети должны уметь:
- Ориентироваться на шахматной доске;
- Играть каждой фигурой в отдельности;
- Правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- Правильно расставлять фигуры перед игрой;
- Различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- Решать элементарные шахматные задачи.
К концу второго года обучения дети должны знать:
- Имена нескольких выдающихся шахматистов
- Шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
- Ориентироваться на шахматной доске;
- Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»