Кружок интеллектуального развития "Шахматы"

Программой предусматривается 8 занятий в месяц с сентября по май (72 шахматных занятия для воспитанников первого года обучения по курсу «Ворота Каиссии» и 72 занятия для воспитанников второго года обучения по курсу «Маленькие гроссмейстеры» - 6 модулей из 24 тем. На каждом из занятий подается элементарный шахматных материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. 

Объем программы. Программа рассчитана на 2 года обучения.

Режим занятий .Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность)

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приемов.

Для закрепления знаний используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

Программа занятий

Рабочая программа для старших дошкольников «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Программы «Шахматы, первый год», автор И.Г. Сухин.

Цели программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры личности и организации содержательного досуга средствами обучения игре в шахматы.

Задачи программы

Образовательные задачи:

  1. Знакомить детей  с   шахматными                фигурами, шахматной                   доской,     учить ориентироваться на ней.
  2. Знакомить детей с расстановкой шахматных фигур перед шахматной партией, с их начальным положением, ходом, взятием.
  3. Дать детям понятия «шах», «мат», «ничья», «пат».
  4. Учить детей правилам рокировки.
  5. Учить детей играть короткие шахматные партии, изучение основ шахматной

игры.

Развивающие задачи:

  1. Формировать навыки мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
  2. Развивать познавательные психические процессы: слуховое и зрительно- пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторные координации.
  3. Развивать творческое и вариативное мышление, способность мыслить и действовать самостоятельно.
  4. Развивать любознательность, самостоятельность, инициативность, коммуникативность.
  5. Подготовка ребенка к школе. Дети, играющие в шахматы, лучше воспринимают и усваивают содержание школьных дисциплин, применяют полученные знания и опыт на практике, быстрее делают домашнее задание.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать произвольность поведения, самоанализ и самоконтроль.
  2. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения           между                   детьми, привычку сообща играть, заниматься выбранным делом.
  3. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм.
  4. Формировать потребность проводить свободное время в социально-значимых целях, занимаясь различной деятельностью
  5. Вырабатывать у   детей  настойчивость,                 выдержку,  волю,                   спокойствие, уверенность в своих силах.

Обучение игре в шахматы осуществляется на основе общих методических принципов:

Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;

Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

  Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

принцип психологической комфортности - создание  образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса

принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Ожидаемые результаты в ходе реализации программы

  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
  • Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

К концу первого года обучения дети должны знать:

  • Историю возникновения шахматной игры;
  • Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • Названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • Правила хода каждой фигуры.

К концу первого года дети должны уметь:

  • Ориентироваться на шахматной доске;
  • Играть каждой фигурой в отдельности;
  • Правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • Правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • Различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • Решать элементарные шахматные задачи.

К концу второго года обучения дети должны знать:

  • Имена нескольких выдающихся шахматистов
  • Шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья.

К концу второго года обучения дети должны уметь:

  • Ориентироваться на шахматной доске;
  • Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie